Пономарёв Павел Акимович

Пономарёв Павел Акимович
12 июня 1896, село Нименьга Онежской волости — 9 августа 1973
Капитан дальнего плавания.
Похоронен на Красненьком кладбище Санкт-Петербурга.




Родился в крестьянской семье. В 1912 г. устроился на парусник матросом. Ходил в Белое море на рыбные промыслы, в Норвегию. В 1913 — 1915 гг. учился в мореходной школе г. Кемь, получил диплом штурмана малого плавания, а в 1918 г., по окончании Архангельского мореходного училища, — диплом штурмана дальнего плавания. Работал помощником капитана на пароходе «Новая Земля», на ледоколе «Александр Невский» («Ленин»).
В 1928 был старшим помощником капитана ледокола «Красин».
Принимал участие в спасении экипажа потерпевшего крушение в Арктике дирижабля «Италия», в помощи получившему пробоины во льдах вблизи Шпицбергена немецкому пассажирскому лайнеру «Монте Сервантес».
В 1928 был назначен капитаном ледокола «Ермак».
В 1934 г., в должности капитана ледокола «Красин», осуществил срочный переход из Ленинграда через Атлантику и Панамский канал в Чукотское море на помощь пароходу «Челюскин». На острове Врангеля принял на борт вынужденно зимовавших там пять лет полярников во главе с А. Минеевым.
С 1935 г. командовал судами загранплавания Балтийского пароходства — «Свирь», «Моссовет», «Кооперация». В 1938 — 1939 гг. — капитан ледокола «И. Сталин».
С началом Великой Отечественной войны в той же должности обеспечивал в Белом море проводку советских и иностранных судов, пришедших в составе северных конвоев. Был контужен во время воздушного налета. Впоследствии капитан ледокола «Л. Каганович».
В 1944 г. назначен начальником ледокольных операций в проливе Лаперуза, в 1945 г. — капитаном ледокола «В. Молотов» и одновременно начальником ледовых операций на Балтике.
Непосредственный участник разработки рабочего проекта атомохода «Ленин». С начала закладки работал в группе наблюдения за строительством ледокола, а с 1957 г. был его первым капитаном.
В 1960 году повел атомоход в первый экспериментальный испытательный рейс в Карское море. За три месяца и десять дней ледокол прошел 10 008 миль, проведя в тяжелых льдах 92 транспортных судна.
Награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почета», орденом Отечественной войны 2 степени.
Почетный полярник. Почетный работник морского флота.
Его именем назван дизель-электроход Мурманского морского пароходства, а также улицы в Мурманске и Архангельске.

Источник