Блехман Александр Михайлович

Блехман Александр Михайлович
26.07.1922, Петроград- 16.03.1961, Ленинград
Артист эстрады (куплетист, рассказчик, пародист, музыкант, дирижер).
Похоронен на Еврейском кладбище Санкт-Петербурга.



На эстраду пришел из самодеятельности (1939). С первых дней Великой Отечественной войны — на фронте, был тяжело ранен. Выйдя из госпиталя, начал играть в оркестре одного из кинотеатров Оренбурга на барабане. Вернулся в Ленинград, возглавил группу эстрадных артистов и гастролировал с ней по всей стране. Веселый, музыкальный, темпераментный, умел петь, танцевать, непринужденно общаться с публикой, вести конферанс. Блехман был универсальным артистом, владеющим разными жанрами, играл на нескольких музыкальных инструментах. В его репертуаре были музыкальные пародии на Л.Утесова, К. Шульженко, А. Вертинского, Р. Бейбутова, Р. Зеленую, куплеты, музыкальные мозаики, танцевальные пантомимы.
На II Всесоюзном конкурсе артистов эстрады (1946) стал лауреатом.
В 1948 создал свой театр миниатюр — Ансамбль эстрадных артистов, где работали Р. Славский, молодые артисты Т. Кравцова, Б. Бенцианов, Л. Александрова и другие. Программы «Будьте как дома» и другие состояли из отдельных миниатюр (Блехман использовал сатирические маски, трансформацию), песенок, шуток, пластических и цирковых номеров (эквилибриста Славского, жонглера Ф. Савченко и других). Не имея музыкального образования, Блехман подолгу внимательно наблюдал оркестровые репетиции, настойчиво овладевал «ролью» дирижера.
В 1953 появляется Ленинградский эстрадный оркестр Александра Блехмана (к сложившемуся коллективу он добавил 20 музыкантов — из оркестровой ямы они пересели на эстраду). В оркестре собрались лучшие исполнительские силы Ленинграда. Музыканты становились партнерами Блехмана (в остроумном номере «В день получки» они попеременно «убегали за зарплатой», оставляя свои музыкальные инструменты, и Блехман, заменяя их, играл на всех инструментах — на трубе, саксофоне, ударных, фортепиано, аккордеоне, кларнете и сопровождал это юмористическими замечаниями). В программы входили небольшие музыкальные обозрения («По дорогам семилетки», «Беседа друзей», «На крыльях песни»), оригинальные песенно-танцевальные монтажи («Снова улица… а Блехман дома», 1960), «Танцы уличных танцовщиков» в постановке К. Голейзовского, танцевальные номера Н. Раудсепп и Э. Саттарова и других. Ленинградский эстрадный оркестр много гастролировал по всей стране.
Блехман оставил яркий след на эстраде как оригинальный синтетический артист и как создатель самобытного коллектива, в котором сформировались многие известные артисты.

Источник